Рекрутинговое агентство Актив-Про
Рекрутинговое агентство Актив-про Саратов
(8452) 37-67-20
г. Саратов, проспект Строителей, 1.
e-mail: aktiv-agent@mail.ru, 376720@mail.ru
Статьи Причины усиления конкуренции на рынках города Саратова и как местной компании удержать свои позиции. 2009 год.

В разных регионах мира никогда не жили одинаково хорошо и этот порядок не изменится. В одной из лучших своих работ «Время мира» Фернан Бродель пишет: «Разделение труда в мировом масштабе не было разделением равных партнеров».

Причины неравенства разные: одни виды деятельности доют больше прибыли чем другие (Бродель приводит пример с виноградом и зерном. Виноград выращивать выгоднее). Действовать во вторичном секторе экономики выгоднее, чем в первичном и т. д. На национальных и международных рынках никогда не прекращаются попытки перераспределения к выгоде сильнейших.

Пока в России еще нет такого уровня конкуренции, как во всем мире. Но нам осталось не так много времени на подготовку к грядущим изменениям. И это не только мое мнение.

Так, Питер Друкер считает ("Задачи менеджмента в XXI веке", Вильямс, Москва 2000 г.), что в следующем тысячелетии игроки на рынке будут вынуждено стремиться к Глобальной Конкуренции. То есть продукция питерского "Самсона" уже не будет сравниваться с продукцией "Черкизовского мясокомбината". Ориентиром будет продукт наивысшего на данный момент качества вне зависимости от того, кто и где в мире его производит.

В Саратове эти процессы ускоряются. Еще недавно саратовские игроки на рынке розничной торговли продуктами почувствовали приход «METRO Cash & Carry». Прошло нескольких лет, и сети из Саратова уже конкурируют с федеральными сетями из Краснодара - «Магнит», из Санкт-Петербурга - "Лента", из Москвы - «X5 Retail Group» (владелец торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»).

Пока в Саратове присутствует только один представитель пятерки мировых лидеров продуктовых сетей - это немецкая «METRO Group». За это время она расширило свое присутствие за счет открытия гипермаркета «Real».
 
Из местных игроков на рынке удалось сохранить свои позиции только сети «Гроздь».

Не все сумели удержаться на рынке. Обанкротился «Торговый дом «ЛИА-Лев», которому принадлежали магазины «В яблочко» и «Смарткауфф». Их место заняла продуктовая сеть из Ростова «В 2-х шагах». Но ее стратегия не оказалась удачной. В январе 2009 года, когда сеть только пришла в город, функционировало 34 магазина. Сейчас работает только 19. С середины декабря планируется оставить работать только 14 торговых точек.

Как видно из примера «В 2-х шагах» размер сети не является гарантией успеха на региональном рынке. Анализ рыночной ситуации позволяет предположить, что продолжается период раздела рынка между местными, федеральными и мировыми сетям

Акционеры сети гипермаркетов "Лента" Олег Жеребцов и Август Мейер вели переговоры с потенциальными покупателями этой розничной сети - американской компанией «Wal-Mart», французской «Carrefour», финской «Kesko» и хорватской «Agrokor». Это значит, что нас ждет приход на рынок нового сильного игрока.

Нам повезло, что в силу исторических причин на наш рынок не выходят азиатские сети. В частности японские. У них совсем другая парадигма конкурентной борьбы. Если европейские и федеральные сети реализуют стратегию планового размещения определенного количества своих магазинов в избранных ими городах России, и им достаточно реализации плановой загрузки, то японцы, если выходят на рынок, демпингуют так, что отнимают большую часть рынка. Для них привычный режим конкуренции, когда цены снижаются до уровня себестоимости и ниже, и выживает тот, кто дольше может выдержать такие цены.

Выдержать такую конкурентную борьбу будут способны только те компании, в бизнес-модели которых есть место долгосрочных устойчивых отношений с местными производителями и своего производства продуктов. Одна из причин неудачи сети «В 2-х шагах» - это неудачи в обеспечении продуктовой корзины магазинов привычными для местных покупателей брендов. Обычно сети диктуют условия для производителей. Но в Саратове все не так очевидно. Например, молочный завод "Атикс-МТ" может дать свою продукцию в сеть, а может не дать. Как было с гипермаркетом «Real». И от этого сильно зависит привлекательность магазина. Сговор местных производителей с местными сетями может стать очень эффективным оружием в конкурентной борьбе с новыми сетями.

В планах на 2009 год у нескольких федеральных и мировых сетей был выход на рынок Саратова. Кризис отодвинул сроки реализации проектов, но не отменил их. Конкуренция будет усиливаться. Местных игроков будут выкупать или вытеснять федеральные, а тех в свою очередь - мировые сети. На рынке останутся только компании с внятной бизнес-моделью и реальной маркетинговой политикой.

Я проводил в 2009 году исследование перспектив рынка аренды недвижимости. Мною были выявлены основные игроки, планирующие войти на саратовский и российский рынки. Складывается впечатление, что процесс выхода федералов заканчивается. Скоро начнется процесс их замены мировыми брендами.

Бродель пишет: «Крупные фирмы не убивают мелкие, чтобы снять с себя бремя незначительных работ, необходимых обществу, до которых капитализму нет дела». Понятно, что все остальное «загребут» сильнейшие.

Что же нам нужно, чтобы устоять? Нам необходимо понять, что дружба бывает между народами, а между государствами существует только конкуренция. Все государства борются за лучшее место в мировом порядке распределения труда. Их политика - это воплощение в жизнь стратегий крупнейших ТНК.

Небезызвестный антиглобалист субкоманданте Маркос, чья книга вышла в свет в Москве двухтысячным тиражом, убежден, что глобализация - это порабощение транснациональными корпорациями свободных народов при помощи купленных марионеточных правительств.

Существуют конкурентоспособные стратегии. Одна из них реализуется «X5 Retail Group», которая еще в в 2006 году вошла в список 250 крупнейших компаний мира по версии одного из ведущих международных аудиторов Deloitte. Другая описана мной в статье «Как маленькая компания может противостоять мировым гигантам в период кризиса мировой экономики и превратиться в крупнейшую монополию?».

Местные компании, если хотят выжить, должны сменить ориентиры конкуренции с местных на мировые. К таким крупномасштабным изменениям нужно готовиться тщательно и всесторонне. Прежде чем на это пойти, нужно понять, что объем ресурса изменения компании равен объему ресурса изменения ее лидера. Нужно быть готовым к изменению стиля жизни и работы. Нужно формализовать свою существующую модель бизнеса и определить будущую. Нужен анализ бизнес-модели компании и ресурса ее роста. Нужно пройти процедуру формирования целей для собственника бизнеса и его компании.

 Я, как консультант, обычно предлагаю посмотреть собственнику или ген. директору на свой бизнес со стороны. Для этого мы собираем узкий круг людей, которым он доверяет (если таких нет, набираем сторонних экспертов или я работаю с ним одним). Группа работает по эффективному алгоритму. Это реальная возможность проверить свои идеи без ненужных ушей. В результате мы делаем первый шаг в формировании новых целей компании. Решаем, с кем будем конкурировать. Ответ на этот «простой» вопрос решающим образом влияет на стратегию развития компании. Так рождается новая стратегия повышения конкурентоспособности компании.

Консультант агентства «Актив-Про»
Евгений Филиппов